Уведомление работодателя Сообщение о коррупции

Опрос

Заключение о проекте федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Приложение к приказу Министерства юстиции

Российской Федерации

от 21.10.2011 № 363

 

(в ред. Приказа Минюста России от 18.01.2013 №4)

 

Министерство экономического развития Российской Федерации

(наименование федерального органа исполнитель ой власти, иного государственного органа или органганиции)

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

по результатам независимой антикоррупционной экспертизы

 

Артемьева Евгения Вячеславовича

(указывается наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица)

 

аккредитованного(ой) распоряжением Министерства юстиции
Российской Федерации от 04.03.2010 № 1932-р в качестве независимого эксперта,

уполномоченного на проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов

 

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-
ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и пунктом 4 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовы к актов и проектов нормативных правовых актов», проведена антикоррупционная экспертиза

проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

 

(реквизиты нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта)

 

(далее - Законопроект

)

В представленном

(сокращение)

Законопроекте

(сокращение) выявлены коррупциогенные факторы.*

 

Пункт 2 статьи 1 Законопроекта содержит следующие положения:

 

«2) статью 28.2 дополнить частью 7 следующего содержания:

«7. В случае возбуждения дела об административном правонарушении, по которому административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение в соответствии с частью 3.4 статьи 4.1 настоящего Кодекса, в протоколе об административном правонарушении помимо сведений, предусмотренных частями 2-6 настоящей статьи, делается запись 1 выдаче органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля

 

* Отражаются все положения нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта, в котором выявлены коррупциогенные факторы, с указанием его структурных единиц (разделов, глав, статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев), и соответствующих коррупциогенных ф 1кторов со ссылкой на положения Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Пра; штельства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. 96 «Об антикоррупционной экспертизе h o j мативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».



 

предписания об устранении нарушений обязательных требований, образующих событие административного правонарушения. В этом случае лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, должностное лицо юридического лица, в отношении которых составляется протокол, об административном правонарушении, законный представитель соответствдующего юридического лица делают в протоколе скрепляемую подписью запись о согласии с выданным предписанием об устранении в полном, объеме нарушения обязamельных требований в согласованные с органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля сроки исполнения предписания.

 

Указанным лицам вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении с приложением предписания органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля об устранении нарушений обязamельных требований, которое является неотъемлемой частью протокола. В случае несогласия таких лиц с предписанием органа государственного контроля адзора), органа муниципального контроля, о чем они указывают в протоколе, и (или) в случае отказа их от подписания протокола на изложенных выше условиях, протокол об административном правонарушении составляется в соответствии с общими правилами, предусмотренными частями 2-6 настоящей статьи».».

1) Таким образом, предполагаемая пунктом 2 статьи 1 Законопроекта редакция абзаца второго части 7 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусматривает, что лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридй ческого лица, юридическим лицам, соответствующим условиям статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предприниматех ьства в Российской Федерации», а также должностным лицам таких юридических лиц (далее - субъекты малого и среднего предпринимательства) за впервые совей) шенные административные правонарушения, выявленные в ходе осущео твления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008
№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного i онтроля (надзора) и муниципального контроля», вручается под расписку копия прото кола об административном правонарушении (далее - протокол) с приложением предписания органа- государственного контроля (надзора), органа муниципального кон•фоля об устранении нарушений обязательных требований (далее - орган контроля (надзора) и предписание соотвественно), которое является неотъемлемой частью протокола.

Из смысла данной нормы следует, что предписание об устранении выявленных нарушений вручается на стадии возбуждения дела об административном правонарушении одновременно с составлением протокола и является его частью.

Однако, статьёй 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защиге прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении. государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», определяющий порядок оформления результатов проверки, предусмотрено, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора) органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах (часть 1 данной статьи); при этом к акту проверки прилагаются, в том числе, предписания об устранении выявленных нарушений и иные

 

связанные с результатами проверки документы или их копии (часть 3 данной статьи).

Также, пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки напушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание об устранении вывленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному ществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законкми.

 

Из приведённых норм Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» следует, что подготовка предписания об устранении выявленных нарушений осуществляется одновременно с актом проверки и является его обязательным приложением.

 

Таким образом, имеется противоречия между нормами статей 16, 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и нормами части 7 статьи 28.2 КоАП РФ, предлагаемой к принятию пунктом 2 статьи 1 Законопроекта, что создаёт для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению.

 

Следовательно, имеет место коррупциогенный фактор, предусмотренный пп. «и»
п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 {нормативные коллизии).

 

В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагается:

Первое предложение абзаца второго части 7 статьи 28.2 КоАП РФ, предлагаемой к

 

принятию пунктом 2 статьи 1 Законопроекта, изложить в следующей редакции:

«Указанным лицам вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении с приложением копии ранее выданного предписания органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля об устранении нарушений обязательных требований, которое является неотъемлемой частью протокола.».

2) Также, предлагаемая  пунктом 2 статьи  1 Законопроекта редакция абзаца второго части 7 статьи 28.2 КоАП РФ предусматривает, что в случае не согласия субъектов малого и среднего предпринимательства с предписанием органа контроля (надзора) и (или) в случае отказа их от подписания протокола на изложений.IX выше условиях,

 

протокол об административном правонарушении составлюется в соответствии с общими правилами, предусмотренными частями 2-6 данной статьи КоАП РФ.

Однако, данное положение не согласуется с положениями предлагаемой Законопроектом редакцией абзаца первого части 7 статьи 28.2 КоАП РФ, согласно которому в протоколе об административном правонарушении помимо сведений, предусмотренных частями 2-6 статьи 28.2 КоАП РФ, делается запись о выдаче органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля предписания об устранении нарушений обязательных требований, образующих событие административного правонарушения. В этом случае лица, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, в отношении которых составляется протокол об административном правонарушении, делают в протоколе скрепляемую подписью запись , о согласии с выданным предписанием об устранении в полном объёме нарушения обязательных требований в согласованные с органом контроля (надзора) сроки исполнения предписания.

Таким образом, Законопроектом (предлагаемой редакцией абзаца первогс части 7 статьи 28.2 КоАП РФ) предусмотрена обязанность органа (должностного лица), составляющего протокол, фиксировать в протоколе факт выдачи органом контроля (надзора) предписания об устранении нарушений, а также обеспечить возложность субъекту малого и среднего предпринимательства, в отношении которого составляется протокол, зафиксировать, в протоколе своё согласие с выданным предписанием и готовность устранить указанные в предписании нарушения, что в итоге направлено на возможность применения специального порядка рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренного пунктом 1 статьи 1 Законопроекта.

В то же время, из предлагаемой пунктом 2 статьи 1 Законопроекта редакции абзаца второго части 7 статьи 28.2 КоАП РФ следует, что в случае несогласия с объектов малого и среднего предпринимательства с предписанием органа контроля (надзора) или. отказа данных лиц от подписания протокола, содержащего указанные выше условия, протокол об административном правонарушении составляется в соответствии с общими правилами, предусмотренными частями 2 - 6 статьи 28.2 КоАП РФ, то есть без указания сведений, предусмотренных вводимой частью 7 указанной статьи КоАП РФ.

 

Однако, в случае отсутствия в протоколе сведений, предусм^ тренных проектируемой частью 7 статьи 28.2 КоАП РФ, субъекты малого и среднего предпринимательства будут лишены возможности формально (скреплённой г| одписью записью) выразить своё согласие либо несогласие с предписанием органа контроля (надзора), а орган контроля (надзора) - возможности доказать факт обе шечения возможности реализации права субъекта предпринимательства, предусмо гренного абзацем первым проектируемой части 7 статьи 28.2 КоАП РФ.

Таким образом, имеется противоречия между нормами абзаца первого и абзаца второго части 7 статьи 28.2 КоАП РФ, предлагаемой к принятию пунктом 2 статьи 1 Законопроекта, что создаёт для государственных органов, органов (местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению.

Следовательно, имеет место коррупциогенный фактор, предусмотренный пп. «и» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных Правовых

 

 

актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (нормативные коллизии).

В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагается Второе предложение абзаца второго части 7 статьи 28.2 КоАП РФ, предлагаемой к принятию пунктом 2 статьи 1 Законопроекта, изложить в следующей редакции:

 

«В случае несогласия таких лиц с предписанием органа государственного йсонтроля (надзора), органа муниципального контроля, данные лица делают в протоколе скрепляемую подписью запись о таком несогласии, а в случае отказа таких лиц от подписания протокола на изложенных выше условиях, данный факт удосто веряется записью должностного лица, уполномоченного на составление протокола об административном правонарушении, в протоколе об административном правонарушении.»

 

 

 

 

Е.В. Артемьев

 

 

      (подпись независимого эксперта)                          (инициалы, фамилия независимого эксперта

 

 

               (руководителя организации для юридических лиц)

 

 

м.п.

              (для юридических лиц)

 

.

07.12.16 11:44

    Новости