Уведомление работодателя Сообщение о коррупции

Опрос

ВОПРОС: На муниципальную службу юристом устраивается бывший следователь-криминалист. Должен ли муниципальный орган информировать следственный комитет о поступлении его на муниципальную службу?

Ответ: С учетом позиции Верховного Суда РФ и Минтруда России муниципальный орган не обязан информировать Следственный комитет РФ о поступлении на муниципальную службу бывшего следователя-криминалиста.

 

Обоснование: Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, при заключении трудовых договоров в течение двух лет после увольнения обязаны сообщать работодателю сведения о последнем месте службы (ст. 64.1 Трудового кодекса РФ, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ)). Несоблюдение этого правила влечет прекращение трудового договора, заключенного с указанным гражданином (ч. 3 ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ).

Работодатель обязан сообщать в десятидневный срок о заключении трудового договора с данными гражданами работодателю государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ (ч. 4 ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ, п. 1 Постановления Правительства РФ от 08.09.2010 N 700 "О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы").

Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ неисполнение работодателем обязанности, установленной ч. 4 рассматриваемой статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 21.07.2010 N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" определено, когда при заключении трудовых договоров гражданин должен сообщать работодателю сведения о последнем месте федеральной государственной службы с соблюдением законодательства РФ о государственной тайне. Данная должность должна быть включена в Перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557 (далее - Перечень).

В п. 15 разд. II Перечня следователи-криминалисты указаны.

Вместе с тем ранее являлся спорным вопрос уведомления о приеме на работу бывшего государственного служащего: распространяется ли данное требование только на коммерческие и некоммерческие организации или и на государственные (муниципальные органы)?

Существовали два подхода к рассматриваемой проблеме:

1) государственные (муниципальные) органы при заключении трудового договора не обязаны отправлять уведомление о приеме на работу бывшего государственного служащего (разд. IV Письма Минтруда России от 18.07.2013 N 18-2/10/2-4038 "Разъяснения по применению Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" и иных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции");

2) муниципальные органы тоже должны извещать прежнего работодателя о приеме на работу бывшего государственного служащего (Постановления Самарского областного суда от 06.12.2013 N 4а-626/2013, заместителя председателя Свердловского областного суда от 26.11.2012 по делу N 4а-823/2012).

Вместе с тем считаем, что в связи с принятием Постановлений Верховного Суда РФ от 11.11.2013 N 43-АД13-2, от 11.03.2014 N 7-АД14-2, от 28.03.2014 N 53-АД14-1, от 31.03.2014 N 46-АД14-10, от 13.05.2014 N 70-АД14-2, от 22.05.2014 N 64-АД14-3, от 26.05.2014 N N 46-АД14-12, 46-АД14-13, 46-АД14-14 в правоприменительной практике должна сформироваться единая позиция о том, что государственные (муниципальные) органы при заключении трудового договора не обязаны направлять уведомление о приеме на работу бывшего государственного (муниципального) служащего.

В Постановлении Верховного Суда РФ N 46-АД14-14, отменившем вышеуказанное Постановление Самарского областного суда N 4а-626/2013, отражено, что ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства лиц, ранее замещавших должности государственной или муниципальной службы, предусмотренные в ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ, приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (далее - Конвенция). Так, п. 1 ст. 12 Конвенции предусмотрена обязанность каждого государства-участника по принятию мер в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства по предупреждению коррупции в частном секторе. Согласно пп. "e" п. 2 ст. 12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать ограничения в надлежащих случаях и на разумный срок в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связаны с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.

Из анализа п. 1, пп. "e" п. 2 ст. 12 Конвенции, ч. 1, 4 ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ в их системной взаимосвязи следует, что указанные выше ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов. Данные ограничения, как и обязанность работодателя при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим ранее должности государственной или муниципальной службы, сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы, направлены на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в коммерческие и некоммерческие организации. Следовательно, у представителя нанимателя (работодателя) обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, замещавшим должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе.

Таким образом, с учетом позиции Верховного Суда РФ и Минтруда России муниципальный орган не обязан информировать Следственный комитет РФ о поступлении на муниципальную службу бывшего следователя-криминалиста.

10.02.15 14:53

    Новости